Администрация ZимоVниковского района Ростовской области

Как проверить свой КБМ и исправить ошибку?

21
Когда Алена решила оформить очередной полис автогражданской ответственности (ОСАГО), его цена оказалась чуть ли не вдвое выше прошлогодней. Алена знала, что на стоимость ОСАГО сильно влияет коэффициент аварийности, или коэффициент бонус-малус (КБМ). Но она уже несколько лет не попадала в ДТП. Рассказываем, как проверить, правильный ли КБМ использовал страховщик, и что делать, если обнаружится ошибка.

КБМ показывает, насколько часто водитель становился виновником аварий и страховые компании были вынуждены выплачивать пострадавшим возмещение. Эти сведения хранятся в единой информационной базе Российского союза автостраховщиков (РСА). Именно из нее страховщики должны брать данные, когда оформляют полисы для клиентов.

Первым делом посмотрите свой КБМ на сайте РСА и сравните его с коэффициентом, который страховая компания указала в вашем договоре. Обнаружится нестыковка — напишите заявление страховщику, чтобы он пересчитал цену полиса и оформил новый.

Но может выясниться, что некорректный показатель содержится в самой базе РСА. Скажем, вы больше пяти лет водите без аварий, а ваш КБМ выше 1 — это явная ошибка. Такое бывает, например, если вы поменяли водительское удостоверение и не сообщили об этом своему страховщику. Или сотрудник страховой компании по недосмотру передал в РСА неправильные данные.

Алена полгода назад вышла замуж и сменила фамилию. Права ей тоже пришлось получить новые. Из-за этого в базе РСА ей присвоили КБМ как водителю, который только сел за руль и впервые покупает полис ОСАГО. Чтобы данные Алены снова учитывались верно, а стоимость полиса пересчитали, нужно просто попросить страховщика уведомить РСА о замене водительского удостоверения.

Корректность расчета КБМ вы тоже можете проверить самостоятельно. Этот коэффициент меняется раз в год, 1 апреля. Чтобы рассчитать новое значение, нужно знать количество страховых выплат из-за аварий по вашей вине за последний полный год с 1 апреля по 31 марта. Посмотрите значение КБМ в своем предыдущем полисе ОСАГО, вспомните число аварий за этот период — и с помощью таблицы определения КБМ сможете понять, каким этот показатель должен быть сейчас. Если ДТП произошло в конце марта, вероятнее всего, страховщик выплатил компенсацию позже — в апреле. То есть эта авария повлияет на КБМ только через год.

Имейте в виду: в 2022 году по указанию Банка России коэффициенты всех водителей заменили на новые. Они стали выше для тех, по чьей вине часто происходили аварии, и ниже для тех, кто несколько лет подряд не становился причиной ДТП. Таблицу соответствия старых и новых КБМ можно посмотреть в статье «Как рассчитывают цену полиса ОСАГО».

Алена оформляла ОСАГО 25 апреля 2022 года. В прошлом полисе у нее значился КБМ 0,8. После перехода на новую систему коэффициентов ее КБМ автоматически уменьшился до 0,78. С 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года она не попадала в ДТП. Поэтому 1 апреля 2022 года ее КБМ снизился еще больше — до 0,74. Исходя из этой цифры страховщик пересчитал цену ее нового полиса.

Муж Алены — Алексей — планирует покупать новый ОСАГО в январе 2023 года. В базе РСА к этому моменту еще будут содержаться данные водителей на 1 апреля 2022 года. Поэтому даже если бы Алексей стал виновником ДТП в мае 2022 года, это отразилось бы на его КБМ только 1 апреля 2023 года и на стоимости полиса, который он купит после этой даты.

В случае когда КБМ установлен неправильно, обратитесь в свою страховую компанию, потребуйте проверить ваш КБМ и внести изменения в базу РСА. Заявление можно подать в свободной форме. Прикладывать какие-либо документы необязательно, но если КБМ в предыдущих договорах ОСАГО был рассчитан верно, то укажите данные этих полисов.

Страховщик перенаправит ваш запрос в Российский союз автостраховщиков. РСА в течение 5 рабочих дней проведет проверку. О ее результатах РСА сообщит вашей страховой компании, а она должна передать эту информацию вам. Если выяснится, что был использован неверный КБМ, страховщик пересчитает цену полиса.

Если вы не получите ответ от страховой компании в течение пары недель после запроса, можно обратиться напрямую в РСА.

Когда страховщик не отвечает или отказывается исправлять ошибку, жалуйтесь на него в Банк России.